Расскажите о нас своим друзьям:

+7 (495) 588-86-31

+7 (916) 690-90-93

 

zhostovo.com   info@zhostovo.com

Художник росписи по металлу

Лаковая роспись по металлу – явление в художественной культуре России уникальное. Подносный промысел на Урале возник 260 лет назад – в Нижнем Тагиле, вотчине заводовладельцев Демидовых. Никита Акинфиевич Демидов, путешествуя по Европе, "подглядел" идею расписных лакированных металлических изделий. Подглядел – и решил основать собственную лакировальную фабрику. В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. Впоследствии Андрей Худояров основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" – прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Его секрет не разгадан до сих пор. Демидовы, будучи главными и взыскательными заказчиками расписных изделий, всячески поощряли и поддерживали развитие лакового промысла. В 1806 году было открыто "живописное училище", в котором готовили из крепостных мальчиков высококвалифицированных мастеров-живописцев. В Нижнем Тагиле с годами складываются целые художественные династии, бережно передающие из поколения в поколение секреты живописного и лакировального мастерства в художественных школах. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, гитаровидные и другие), так и художественного решения. Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета.

 

Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы. Тагильские подносы в XVIII, середине XIX века – это подносы-картины, когда в центре зеркала подноса располагалось цветочное, пейзажное изображение, а края зеркала обрамлялись широкой полосой геометрического или стилизованного растительного орнамента. Поражало разнообразие форм: круглые, прямоугольные, фигурные и овальные, с ажурной решеткой, с просечными ручками – подносы были шедеврами народного искусства. Начавшийся во второй половине XIX века упадок "лакировального дела" длился более века. И только в середине двадцатого столетия было принято решение по возрождению и восстановлению уникального промысла. Сегодня можно с гордостью сказать, что руками тагильских мастеров-художников восстановлена цветочная и ягодная росписи, трафаретные орнаменты, совершенствуется сюжетная роспись. Выросла плеяда молодых талантливых мастеров. За последние двадцать лет изделия промысла экспонировались в крупнейших музеях страны, с успехом вывозились на выставки в Индию, Болгарию, Чехию, Германию, Италию и другие страны. Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов – главная из которых красавица-роза, – законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за двухсотпятидесятилетний период ее существования. Лаковая роспись на металле относится к одной из отраслей художественной промышленности, которая использует традиционную технологию изготовления предметов повседневности.

 

Расписные железные подносы – обычные предметы каждодневного использования, и в то же время – настоящие произведения искусства и памятной культуры. Художник декоративной росписи по металлу занимается росписью металлических изделий: самоваров, подносов и т.п. в традиционной тагильской манере. Использует традиционные приемы и техники декоративной росписи изделий. Выполняет декоративные элементы, художественные композиции разной степени сложности. Соблюдает требования к качеству художественной росписи изделий. Выполняет художественные работы по декорированию изделий народных художественных промыслов разной степени сложности, различного назначения и области применения (изделия бытового назначения, декоративные изделия, сувениры). Характер и содержание труда варьируется с учетом специфики производства художественных изделий, конкретных условий изготовления изделий (индивидуальное производство, серийное, массовое).

 

Трудоустройство: художественные салоны, мастерские, частные артели, консультант-дизайнер, художник-оформитель, преподаватель.